Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 04.04.2016 г. № 310
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

1. Общие положения
Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития Республики. Фактически дополнительное образование является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего. При этом эффективное использование потенциала дополнительного образования предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере, принятие современных решений как в области содержания и технологий, так и в части управленческих и экономических моделей. Переход внешкольных учреждений в новое качественное состояние совпадает по времени с процессом осмысления дополнительного образования не только как нового явления для отечественной педагогики, но и как важной составляющей педагогики развития. Этим учреждениям присущи новые характеристики:
 расширение функций: из категории досуговых они перешли в разряд профильных стартовых площадок, обеспечивающих возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования;
 приоритет гуманистической, активнодеятельностной направленности образования,
 оснащенность образовательного процесса современными программами, помогающими детям овладеть функциональной грамотностью;
 системно-деятельностный характер образовательного процесса;
 открытость, вариативность, мобильность, адаптивность системы дополнительного образования;
 реализация аксиологического, социокультурного подходов к формированию содержания дополнительного образования;
 персонализация обучения через внедрение индивидуализированных систем обучения, предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения;
 обязательное включение научно-исследовательской, творческо- поисковой, проектной деятельности в процесс обучения и т.д.
Дополнительное образование содействует воспитанию «культурной одаренности», стимулирует к творчеству. В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого интенсивнее и
целенаправленнее идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций.
Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки, обновление законодательной базы образования Донецкой Народной Республики требуют определения мер по развитию дополнительного образования детей, включающего в себя формальное, неформальное, информальное образование.
   Согласно статье 72 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» дополнительное образование детей направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
   Настоящая Концепция является документом, отражающим совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место и роль в системе образования Донецкой Народной Республики в решении социально значимых проблем. Концепция направлена на реализацию государственной политики в сфере дополнительного образования детей, призвана привлечь внимание органов государственной власти, общественности к проблемам дополнительного образования детей. Концепцией определяются цели, задачи, принципы, направления, пути и механизмы развития системы дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике.
   Настоящая Концепция носит межведомственный характер и будет способствовать развитию системы дополнительного образования детей в соответствии с приоритетами государственной образовательной политики.
2. Состояние и проблемы дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике
Возможность получения дополнительного образования обеспечивается 159 государственными и муниципальными организациями дополнительного образования для детей различной ведомственной принадлежности (79 учреждений в системе образования, 48 – в системе культуры, 32 – в системе физической культуры и спорта).
Происходит увеличение контингента обучающихся сферы дополнительного образования. Удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 4- 18 лет в 2014 году составил 66,47 % (59023 ребенка в возрасте от 4 до 18 лет).
За 2015 год этот показатель вырос на 2,1 % и составляет 68,5 % (59589 детей в возрасте от 4 до 18 лет).
Дополнительное образование детей в Донецкой Народной Республике характеризуется ориентированностью на различные группы детей в реализации образовательных, воспитательных, социализирующих функций. Активно реализуются программы содействия развитию одаренности, адаптации и социализации детей, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей группы риска. В большей степени услугами учреждений дополнительного образования детей пользуются обучающееся в возрасте от 10 до 14 лет (34,75% от общего количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей), что является значимым фактором обеспечения занятости подростков и сокращает пространство для девиаций.
   Большинство многопрофильных учреждений дополнительного образования детей в силу выполнения образовательных, социальных, адаптирующих и других функций являются социально-культурными и организационно-методическими центрами на территориях муниципальных образований. На базе семи Республиканских учреждений дополнительного образования детей действуют ресурсно-методические центры, осуществляющие разработку, внедрение и сопровождение реализации успешных моделей дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике.
   Деятельность государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей ориентирована на интеграцию и сетевое взаимодействие с организациями дошкольного, общего, профессионального образования. Имеется опыт взаимодействия учреждений различных ведомств в реализации образовательных программ. Так, в 70% общеобразовательных организаций Республики реализуются интегрированные дополнительные образовательные программы совместно с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта.
    Развивается неформальное образование (нерегламентированное, организуемое за пределами установленной формальной системы образования) и информальное образование (осуществляемое за пределами стандартной образовательной среды), что ведет к расширению образовательного пространства Донецкой Народной Республики и предоставляет новые возможности для реализации индивидуальных образовательных траекторий детей. Повышению доступности дополнительного образования способствует развитие форм обучения: очная, очно-заочная, заочная, в том числе с применением дистанционных технологий. Так, в Донецкой Республиканской Малой Академии Наук в 2014- 2015 гг. из 800 обучающихся 170 человек обучались заочно, 300 человек – дистанционно.
    Учреждения дополнительного образования детей осуществляют круглогодичную деятельность, организуя содержательный досуг детей, в том числе и в каникулярное время, в выходные и праздничные дни; ежегодное проведение более тысячи социально ориентированных мероприятий является важным воспитательным ресурсом.
    В системе дополнительного образования Донецкой Народной Республики дети осваивают опыт гражданского поведения, сохранения культурно-исторического наследия, знакомятся с основами демократической культуры.
   Образовательное пространство Донецкой Народной Республики включает большое количество успешных практик, связанных с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания общественного долга: Республиканский Совет старшеклассников, органы ученического самоуправления в городах и районах насчитывают 12 тысяч детей в возрасте от 9 до 16 лет, 590 детских общественных организаций, 260 поисковых отрядов, 139 разнопрофильных музеев системы образования.
   Особую роль в дополнительном образовании детей играют экологические, технические, краеведческие объединения, коллективы народного художественного творчества. В системе образования Донецкой Народной Республики действуют 102 творческих коллектива, 55 из которых носят почетное звание «Народный художественный коллектив», 47 – «Образцовый художественный коллектив»; в сфере культуры – 5 коллективов
со званием «Образцовый аматорский коллектив».
   Таким образом, система дополнительного образования Донецкой Народной Республики играет большую роль в решении социально значимых проблем в развитии и воспитании детей, предоставляет большие возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала общества, что является важным фактором социально-экономического развития нашего молодого государства, сохранения и развития культурных традиций, создания и продвижения позитивного имиджа Донецкой Народной Республики.
   Наряду с этим, сегодня отмечается ряд проблем в сфере обеспечения доступности дополнительного образования, обновления его содержания, усовершенствования качества предоставляемых услуг и ресурсной базыорганизаций. К числу данных проблем относятся:
 отсутствие документов, определяющих стратегию развития дополнительного образования детей как единой межведомственной республиканской системы;
 слабая эффективность действующих финансово-экономических механизмов регулирования дополнительного образования детей;
 эпизодическое использование механизмов общественной оценки качества образования и эффективности расходования средствбюджетов всех уровней;
 ограниченность возможностей использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации инфраструктуры;
 несоответствие инфраструктуры дополнительного образования детей современным требованиям к использованию оборудования, учебных пособий, компьютерной техники, к обеспечению качественной Интернет-связью, к осуществлению инклюзивного образования;
 продолжающийся отток квалифицированных кадров, недостаточность обновления кадрового состава дополнительного образования, в томчисле за счет привлечения молодых специалистов;
 недостаточная проработанность механизмов межведомственного учета детей, охваченных дополнительным образованием;
 разобщенность практик интеграции дошкольного, общего, профессионального образования и дополнительного образования детей, реализации сетевых форм организации образовательной деятельности с учетом различной ведомственной принадлежности.
   Переход системы дополнительного образования детей в новое качественное состояние зависит от грамотных управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе межведомственного взаимодействия, компетентностного подхода к решению проблем дополнительного образования детей в условиях единой республиканской системы, включающей сферы образования, культуры, спорта.
  Это должно обеспечить стабильное развитие дополнительного образования детей, определить его роль и место в системе образования и социально-экономическом развитии республики, сосредоточить усилия на сохранении, обучении и развитии человеческих ресурсов Донецкой Народной Республики.
3. Цели, задачи и принципы развития дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике
  Стратегическая цель развития системы дополнительного образования – создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике, обеспечивающих увеличение масштаба деятельности, качества услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и реализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения.
Задачи:
 формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике;
 развитие системы управления качеством дополнительного образования детей;
 совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования;
 расширение потенциала системы дополнительного образования детей, обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями
семей;
 обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
 создание условий для развития молодых талантов, детей с высокой мотивацией к обучению, а также детей с ограниченными возможностями здоровья;
 развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей;
 модернизация инфраструктуры учреждений дополнительного образования детей в соответствии с требованиями инновационной экономики.
Принципы государственной политики в развитии дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике
   Развитие дополнительного образования должно предусматривать реализацию следующих базовых организационных принципов:
 принцип доступности дополнительного образования для каждого ребенка;
 принцип социальной гарантии на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
 принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;
 принцип социальной адаптивности к изменяющимся условиям и неопределенности;
 принцип преемственности и непрерывности образования, предполагающий ориентацию системы дополнительного образования детей на различные возрастные категории обучающихся, повышенный уровень и широту образовательной подготовки на каждом этапе развития ребенка;
 принцип вариативности моделей управления дополнительным образованием детей при обеспечении информационной прозрачности, предоставления доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ;
 принцип открытости, государственно-общественного характера управления, опоры на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования;
 принцип координации образовательной политики с учетом региональных социокультурных особенностей и традиций дополнительного образования детей;
 принцип развития сферы дополнительного образования детей как инвестиционно привлекательной и инновационной, использующей многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования;
 партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей; межведомственная и межуровневая интеграция, сетевое взаимодействие, использование культурных, исторических ресурсов республики.
В отдельную группу следует выделить принципы, касающиеся специфики формирования программ дополнительного образования:
 принцип свободы выбора программ, режима их освоения;
 принцип вариативности, гибкости и мобильности программ;
 принцип деятельностного, продуктивного характера программ;
 принцип открытого и сетевого характера, модульного устройства программ, возможности взаимозачета результатов;
 принцип личностнообразующего и метапредметного характера программ;
 принцип поддержки программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (одаренные и мотивированные дети, дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из семей с низким социально-экономическим статусом).
4. Основные направления реализации Концепции
Формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике
– формирование межведомственного координационного совета по развитию системы дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике;
– разработка программы сетевого, межведомственного взаимодействия (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных, общественных детско-взрослых сообществ);
– создание республиканской системы информационной поддержки развития дополнительного образования детей;
– создание инновационных площадок на базе организаций дополнительного образования детей, отвечающих современным требованиям сферы;
– разработка и внедрение успешных моделей использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей.
   Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей
– внедрение эффективных форм участия общественности в управлении организациями, осуществляющими дополнительное образование детей (наблюдательные советы, попечительские советы, управляющие советы);
– разработка и внедрение механизмов, критериев и инструментария оценки качества дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике, включающих инструменты общественной экспертизы, межведомственной комплексной оценки эффективности работы организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги;
– формирование системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях детей («портфолио»), о результатах деятельности организаций дополнительного образования детей;
– развитие прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
– проведение информационных кампаний, направленных на популяризацию сферы дополнительного образования детей в Республике, создание республиканского и муниципальных порталов (сайтов) с системами региональных интерактивных навигаторов;
– развитие государственно-частного и социального партнерства в сфере дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике.
    Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике
– разработка и внедрение вариативных моделей финансирования дополнительного образования детей;
– разработка и апробация механизма финансовой поддержки права детей на участие в программах дополнительного образования, независимо от места проживания, социально-экономического положения семей;
– внедрение механизмов статистического учета детей в системе дополнительного образования, обеспечивающих рациональное бюджетное планирование;
– приведение среднемесячной заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате по экономике в Республике;
– формирование государственных механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц;
– оснащение организаций учебным оборудованием, инвентарем, пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной Интернет-связью.
   Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на рост качества и доступности дополнительного образования детей
– создание системы ресурсной и нормативной поддержки обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения;
– внедрение инструментов стимулирования создания инновационных программ дополнительного образования детей, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, выставки педагогических достижений, республиканский банк данных лучших дополнительных общеобразовательных программ);
– введение нормативных и методических механизмов, закрепляющих включение обучающихся учреждений дополнительного образования детей в реальную практику на производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм;
– разработка и внедрение дополнительных образовательных программ, направленных на раннее профессиональное самоопределение ребенка, приобщение его к посильной социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии; разработка и внедрение в практику дополнительных предпрофессиональных программ;
– увеличение возможностей для занятий физической культурой, развивающего отдыха и оздоровления детей, поддержка различных форм физической культуры, в том числе спорта, массовых состязаний и соревнований, детского туризма;
– реализация программы модернизации и развития инфраструктуры продуктивного досуга и образования детей в каникулярный период, в том числе с использованием малозатратных форм работы (площадка временного пребывания, временные детские объединения, клубы и центры для детей по месту жительства, и др.);
– создание республиканской многоуровневой и вариативной системы массовых мероприятий с обучающимися по различным направлениям образовательной деятельности, культуры и спорта;
– развитие механизмов реализации дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования средствами дополнительного образования детей, осуществление синхронизации общеобразовательных программ дополнительного образования детей с существующими требованиями;
– поддержка активного участия родителей в реализации программ сферы дополнительного образования детей.
   Развитие неформального и информального образования
– расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов,филармоний, театров, спортивных центров) в дополнительном образовании
детей;
– стимулирование и поддержка средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть Интернет и др.) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков;
– развитие программ отрытого образования, создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида; создание сервисов открытого образования в сети Интернет, сетевых проектных сообществ в сфере дополнительного образования детей;
– поддержка родительских и семейных клубов, сообществ и объединений, содействующих укреплению семьи, возрождению и популяризации традиционных семейных и нравственных ценностей, традиций отечественной семейной педагогики;
– расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
– реализация проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (историческая реконструкция, современные виды занятий
физической культурой и спортом).
    Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению, а также детей с ограниченными возможностями здоровья
– реализация мероприятий по выявлению и развитию молодых талантов в Донецкой Народной Республике;
– расширение доступа к дополнительным образовательным услугам детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие моделей инклюзивного дополнительного образования и создание безбарьерной среды в организациях дополнительного образования;
– разработка и внедрение системы выявления и учета достижений детей в дополнительном образовании, механизмов учета достижений детей при поступлении в организации среднего профессионального образования и организации высшего профессионального образования.
    Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей
– развитие механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования детей;
– усовершенствование системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей в соответствии с современными требованиями;
– создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития (обеспечение социально-экономической поддержки молодых специалистов, развитие форм дополнительного профессионального сопровождения и наставничества);
– осуществление подготовки педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей, направленной на обновление состава и компетенций педагогических кадров, в том числе с использованием сети стажировочных площадок, создающих и распространяющих современные модели дополнительного образования детей, имеющих успешный опыт реализации приоритетных направлений дополнительных образовательных программ;
– внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога;
– внедрение механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
– поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей;
– поддержка статуса и профессионального роста педагога дополнительного образования путем ежегодного проведения конкурса лучших педагогов дополнительного образования Донецкой Народной Республики, широкого освещения в СМИ хода и результатов конкурса;
– приведение среднемесячной заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате по экономике субъекта Донецкой Народной Республики;
– привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования детей волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности.
   Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей
– обеспечение организаций дополнительного образования детей современным учебным оборудованием, пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной Интернет-связью;
– разработка мер по интенсификации использования площадей организаций, находящихся во введении муниципальных органов местного самоуправления, для организации дополнительного образования и досуга детей;
– строительство новых и модернизации существующих спортивных и культурных объектов на территории Донецкой Народной Республики, адаптации спортивных учреждений для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– модернизация и развитие инфраструктуры учреждений культуры (музеев, библиотек и выставочных залов) для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;
– участие в республиканских программах, грантах, предусматривающих обновление материально-технической базы организаций дополнительного образования детей;
– воссоздание на новой основе (решение конкретных актуальных проблем муниципального и республиканского уровней, включение детей в социально значимую деятельность) сети клубов (детско-взрослых, подростковых) по месту жительства;
– формирование социокультурной инфраструктуры детства, содействующей успешной социализации детей, интегрирующей воспитательные возможности музеев, театров, библиотек, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических центров.
5. Ожидаемые результаты, социально-экономические эффекты и показатели реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
– увеличение охвата детей услугами дополнительного образования в Донецкой Народной Республике;
– повышение удовлетворенности населения качеством услуг дополнительного образования детей;
– расширение сферы услуг дополнительного образования детей за счет вовлечения негосударственного сектора, потенциалов неформального и информального образования;
– расширение перечня образовательных программ в сфере дополнительного образования детей, направленных на социализацию, профессиональною ориентацию и предпрофессиональную подготовку детей;
– повышение статуса педагогического работника дополнительного образования детей;
– повышение уровня оплаты труда работников системы дополнительного образования детей;
– приведение в соответствие материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей современным требованиям к реализации программ, содержанию и оборудованию помещений;
– совершенствование законодательной базы, регулирующей сферу дополнительного образования детей;
– создание эффективных финансово-экономических механизмов регулирования дополнительного образования детей, механизмов контроля и оценки качества дополнительного образования детей.
   Социально-экономические эффекты реализации Концепции:
– формирование будущей элиты Республики (научной, культурной, спортивной) через выявление, поддержку и развитие талантливых детей;
– формирование мотивации детей к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования;
– повышение жизненных шансов детей из семей с низким социально- экономическим статусом на успешную социализацию и самореализацию;
– развитие внутрисемейных и общественных связей, воспроизводство традиций и норм общественной жизни;
– сокращение преступности среди несовершеннолетних;
– снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма и наркомании;
– появление подростковых и молодёжных объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством дополнительного образования детей;
– укрепление активной жизненной позиции, формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения;
– появление спроса среди подростков и молодёжи на сложные интеллектуальные и культурные формы досуга.
   Показатели эффективности реализации Концепции:
– охват детей в возрасте 4-18 лет программами дополнительного образования детей (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования детей, в общей численности детей в возрасте 4-18 лет);
– удельный вес численности детей с ОВЗ в возрасте 4-18 лет, получающих услуги дополнительного образования детей, в общей численности детей с ОВЗ;
– удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дополнительного образования детей;
– удельный вес численности педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогов организаций дополнительного образования детей;
– отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате по региону;
– охват детей в возрасте 4-18 лет современными программами каникулярного образовательного отдыха (удельный вес численности детей, участвующих в программах каникулярного образовательного отдыха, в общей численности детей в возрасте 4-18 лет);
– количество организаций культуры (музеи, выставочные и концертные залы), реализующих образовательные программы для детей;
– количество детских школ искусств по видам искусств, обеспечивающих материально-технические условия реализации предпрофессиональных программ в области искусств;
– объем средств, привлеченных на формирование современной инфраструктуры дополнительного образования детей в рамках государственно- частного партнерства;
– наличие форм аттестации обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей и нормативно закреплённая возможность использовать эту аттестацию при формировании портфолио.
6. Понятия и определения
– образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
– дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства;
– неформальное образование – любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений.