Уроки храбрости

Пояснительная записка

Последнее время педагоги и психологи отмечают увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Связано ли это со сложившейся военной обстановкой в Республике сказать однозначно трудно.  Но тот факт, что именно дети, в силу своих возрастных особенностей, оказываются особенно восприимчивыми к таким негативным воздействия, является неоспоримым. Поэтому вопрос терапевтической помощи тем, кто не способен к самостоятельному преодолению психологических трудностей является крайне актуальным.       Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение или удивление. И детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка и требует уже коррекционного вмешательства взрослого. Данная программа направлена на работу с основными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста.

В построении коррекционной работы с детьми положена идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. То, что ребенок может сделать с чьей-то помощью сегодня, он сможет сделать завтра самостоятельно. Ориентация психологической помощи «выше» текущего уровня развития ребенка, а не на уже имеющихся возможностях дает ребенку возможность обратиться к собственным, еще не использованным внутренним ресурсам.

Данная программа может служить как отдельной коррекционной помощью, так и основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы.

Цель программы – коррекция страхов и высокого уровня общей тревожности у детей дошкольного возраста.

 

Задачи программы:

- снизить уровень тревожности;

- нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания;

- повысить уверенность в себе.

Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

- снижение тревожности;

- снижение количества страхов.

Предполагается проведение двух контрольных точек (на начало курса занятий и после курса занятий) в форме диагностического обследования.

Программа рассчитана на 10 занятий. Работа ведётся в группах по 5-8 детей, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – до 35 минут.     Отбор детей производится на основе диагностического обследования.

Структура занятия:

- ритуал приветствия;

- основная часть;

- ритуал прощания.

Методы и техники, используемые в программе:

- элементы игротерапии;

- элементы арт-терапии;

- элементы сказкотерапии;

- элементы телесной терапии;

- беседа;

- наблюдение;

 - диагностика.

Этапы реализации коррекционных занятий:

1 этап – Информационный

Проводится диагностическое обследование. По результатам диагностики детей проводятся диагностические и просветительские беседы с родителями детей.

2 этап – Коррекционный

Проводится в группах.

Ориентирами стали следующие методы работы и упражнения, которые оправдали себя в работе со страхами.

1. рисуем страхи.

Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания.

2. чтение сказок, сочинение историй.

Как в рисовании страхов по контрасту, где ребенок изображает себя небоящимся, так и здесь страхи преодолеваются посредством заранее продуманного терапевтически ориентированного сюжета. В рассказах выявляются причины и время появления страхов, кто и как может помочь избавиться от страхов.

3. игры.

Игра - мощный инструмент воздействия на детскую психику. Игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде.

4. эмоциональные качели.

Переход из одного состояния в другое (противоположное), переменный переход от состояния опасности к состоянию безопасности. Ребенок испытывает “прочность” своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием.

5. мышечная релаксация.

6. дыхательные упражнения.

3 этап – Итоговый

Проводится контрольное диагностическое обследование и сравнивается с первичным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий с детьми

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

(астрономический)

1

Вводное занятие/диагностика

0,5

2

Здравствуйте, это я!

0,5

3

Моё имя

0,5

4

Горячие ладошки

0,5

5

Настроение

0,5

6

Настроение (продолжение)

0,5

7

Как прекрасен этот мир

0,5

8

Наши страхи

0,5

9

Сказочники

0,5

10

Волшебный лес

0,5

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование (родители)

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

(астрономический)

1

Тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»

1

2

Родительское собрание: «Стили родительского воспитания» с презентацией

1

3

Памятка для родителей «Способы коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста».

1

 

Итого:

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспекты занятий

ЗАНЯТИЕ 1.

Вводное/диагностика страхов и уровня тревожности у детей.

ЗАНЯТИЕ 2.

"ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я"

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

Ритуал приветствия.

Упражнение "Доброе утро…"

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть .

Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

Основная часть:

Упражнения "Что я люблю?" и «Расскажи о себе».

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д., рассказывает о себе.

 

Упражнение "Качели"

Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

Упражнение "Угадай по голосу"

Один из игроков выходит за двери и смеётся, остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.

Упражнение "Лягушки на болоте"

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

Упражнение "На лесной полянке". Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки

Звучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)

Упражнение "Художники – натуралисты"

Дети рисуют совместный рисунок по теме "Мой портрет".

Ритуал прощания.