УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства
образования и науки Донецкой
Народной Республики
от 26.07.2016 г. № 793
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей
I. Общие положения
1.1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей (далее – Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программа, в том числе особенности образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. Порядок разработан с целью определения содержания дополнительного образования, которое направлено на создание условий для развития личностного самоопределения, творчества обучающихся, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, профессионального самоопределения, формирования гражданско- патриотического самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга, выявления, развития и поддержки талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.
1.2. Порядок разработан Министерством образования и науки Донецкой
Народной Республики на основе Конституции Донецкой Народной
Республики, в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об
образовании» и действующим законодательством Донецкой Народной
Республики.
1.3. Дополнительное образование детей предоставляется
организациями, осуществляющие образовательную деятельность и
реализующие дополнительные образовательные программы по следующим
направлениям: социально-педагогическое; научно-техническое;
художественно-эстетическое; эколого-биологическое; туристско-
краеведческое; естественнонаучное; культурологическое; спортивно-
техническое; физкультурно-спортивное; патриотическое; гуманитарное;
иное.
1.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки
обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной
и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.
1.5. Образовательные программы дополнительного образования детей
должны быть составлены с учётом возрастных и психофизиологических
возможностей обучающихся.
1.6. Осуществление образовательного процесса строится на основе
добровольного выбора обучающимися направлений деятельности.
3
1.7. Основанием для предоставления дополнительного образования для
детей организацией являются следующие документы:
устав организации;
свидетельство о государственной регистрации; нормативные правовые
акты организации, регулирующие организацию и осуществление
образовательной деятельности по образовательным программам
дополнительного образования детей;
заключения государственных органов санитарно-эпидемиологической
службы и противопожарной службы о пригодности используемых зданий и
помещений для осуществления образовательного процесса;
образовательные программы дополнительного образования детей.
II. Порядок организации и осуществления дополнительного образования
детей
2.1. Срок реализации образовательных программ дополнительного
образования детей устанавливается в соответствии с учебными планами
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.2. Формы обучения по дополнительным образовательным программам
определяются организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством
Донецкой Народной Республики.
2.3. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей, по
окончании обучения выдает документ (свидетельство), подтверждающий
освоение образовательной программы дополнительного образования детей,
заверенный печатью.
4
Образец документа разрабатывается Министерством образования и
науки Донецкой Народной Республики и утверждается приказом согласно
Инструкции о порядке выдачи, заполнении и хранении свидетельства об
окончании учреждения дополнительного образования детей,
подведомственного Министерству образования и науки Донецкой Народной
Республики.
2.4. Дополнительное образование детей, оказываемое за счет
бюджетных средств, предоставляется бесплатно.
Льготные категории получателей бесплатного дополнительного
образования детей:
дети-инвалиды;
дети-сироты;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети из многодетных семей;
дети лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и
инвалидам войны.
2.5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей, вправе
предоставлять образовательные услуги на платной основе.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей, могут
предоставлять следующие виды платных образовательных услуг:
образовательные и развивающие услуги: изучение специальных
дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине,
предусмотренной учебным планом; различные курсы: по изучению
иностранных языков и т.д.; различные кружки, студии, группы и т.д.;
организация развивающих занятий, семинаров, тренингов, мастер-классов
художественно-эстетической направленности (по обучению танцам,
5
рисованию, музыке и т. д.); репетиторство с обучающимися из других
организаций образования;
оздоровительные мероприятия, направленные на охрану и укрепление
здоровья обучающихся: комплекс валеологических услуг; создание секций,
групп по укреплению здоровья: ритмика, игры, общефизическая подготовка;
оздоровительные загородные лагеря, выездные смены; пришкольные
оздоровительные лагеря, оздоровительные площадки в период каникул;
иные;
другие сопутствующие образовательному процессу услуги, если они не
ущемляют основной образовательный процесс и не относятся к
образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
образовательным программам основного и среднего общего образования:
платные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной
образовательной деятельности (в рамках основных образовательных
программ и государственных образовательных стандартов), финансируемой
за счет средств соответствующего бюджета, и осуществляются за счет
внебюджетных средств (средств спонсоров, благотворителей, юридических и
физических лиц, в т. ч. родителей обучающихся);
платные образовательные услуги предоставляются с согласия
обучающихся и их законных представителей;
отказ обучающихся и их законных представителей от предоставления
дополнительных услуг не может быть причиной уменьшения объема
предоставляемых им основных услуг;
оказание платных образовательных услуг не может наносить ущерб или
ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг.
Предоставление платных дополнительных услуг не относится к
предпринимательской деятельности.
6
Для оказания платных услуг организация, осуществляющая
образовательную деятельность по образовательным программам
дополнительного образования детей, обязана:
издать приказ руководителя организации, осуществляющей
образовательную деятельность по образовательным программам
дополнительного образования детей, об организации конкретных платных
услуг, в котором определить: ответственность лиц; состав участников;
организацию работы по предоставлению платных услуг (расписание занятий,
сетку занятий, график работы); привлекаемый преподавательский и
административный состав.
ознакомить законных представителей обучающихся со сметой в целом и
в расчете на одного обучающегося;
оформить договор с законными представителями обучающихся на
оказание платных услуг дополнительного образования;
предоставить необходимую достоверную информацию об оказываемых
платных услугах и исполнителях услуг по требованию законных
представителей обучающихся;
обеспечить кадровый состав и оформить трудовые договоры. Для
выполнения работ по оказанию платных услуг могут привлекаться как
основные сотрудники организации образования, так и специалисты из других
организаций;
утвердить учебный план, дополнительную образовательную программу,
штатное расписание, должностные инструкции.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей, вправе
привлекать специалистов для оказания дополнительных услуг и
осуществлять оплату труда на договорной основе.
Оплата платных услуг законными представителями обучающихся
производятся путем внесения сумм в банк на расчетный счет организации,
7
осуществляющей образовательную деятельность по образовательным
программам дополнительного образования детей.
Полученные финансовые средства являются собственностью
организации, осуществляющей образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей, и
расходуются ею самостоятельно.
Руководитель организации, осуществляющей образовательную
деятельность по образовательным программам дополнительного образования
детей, несет персональную ответственность за деятельность по
осуществлению дополнительных платных услуг.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей, обязана
ежегодно предоставлять учредителю и общественности отчет о поступлении
и расходовании финансовых и материальных средств, в т. ч. средств,
полученных в счет оплаты платных образовательных услуг.
Контроль за предоставлением платных образовательных услуг
осуществляют:
заместитель директора организации, осуществляющей образовательную
деятельность по образовательным программам дополнительного образования
детей;
государственные органы, на которые возложена обязанность по проверке
деятельности в части оказания платных образовательных услуг.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей, вправе по
своему усмотрению расходовать средства, полученные от оказания
дополнительных и иных услуг в соответствии со сметой доходов и расходов.
Полученный доход находится в полном распоряжении организации,
осуществляющей образовательную деятельность по образовательным
программам дополнительного образования детей, и расходуется ею по
8
своему усмотрению на цели развития на основании сметы расходов,
формируя следующие фонды:
оплаты труда педагогов, администрации, руководителя, работников
бухгалтерии, технических работников;
на развитие и совершенствование образовательного процесса;
материального поощрения;
развитие материально-технической базы.
2.6. График работы организации определяется уставом организации,
осуществляющей образовательную деятельность по образовательным
программам дополнительного образования детей.
Начало занятий в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным программам дополнительного образования
детей, должно быть не ранее 8-00 часов, а их окончание – не позднее 20-00
часов.
Занятия детей могут проводиться в любой день недели, включая
выходные дни и каникулярное время.
Графики приема посетителей руководителями организации,
осуществляющей образовательную деятельность по образовательным
программам дополнительного образования детей, определяются в
соответствии с установленным графиком работы.
2.7. Учебный год начинается 1 сентября текущего года и заканчивается
31 мая следующего года.
С 1 по 14 сентября проводится набор и комплектование детских
объединений по интересам первого года обучения, доукомплектование групп
второго и последующих годов обучения.
С 15 сентября начинаются занятия только в детских объединениях по
интересам первого года обучения.
9
В летний период детские объединения работают по специальному
расписанию с постоянными или переменными составами обучающихся.
2.8. Организация образовательного процесса предусматривает
следующее:
занятия в объединениях по интересам могут проводиться по программам
одной тематической направленности или комплексным, интегрированным
программам (объединение по интересам – организационная форма работы с
детьми в организации, осуществляющей образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей);
деятельность детей в организации, осуществляющей образовательную
деятельность по образовательным программам дополнительного образования
детей, осуществляется в одновозрастных или разновозрастных объединениях
по интересам, в таких, как клуб, студия, ансамбль, секция, кружок, театр и
другие. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких
объединениях, менять их в течение учебного года;
численный состав объединения, продолжительность занятий в нем
определяются учебным планом организации, осуществляющей
образовательную деятельность по образовательным программам
дополнительного образования детей;
занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом
объединения.
наполняемость групп первого года обучения – не менее 12 детей (за
исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и тому подобных групп,
где наполняемость может составлять не менее 20 детей), второго и
последующих лет – не менее 10 обучающихся; экспериментальных и
исследовательских – не более 10; дошкольного возраста – не более 8; детей-
инвалидов и детей с ограниченными возможностями – не более 5 человек;
при приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские,
хореографические, компьютерные объединения необходимо медицинское
10
заключение о состоянии здоровья обучающегося, установленное формой
больницы по месту жительства;
расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного режима работы и отдыха обучающихся, с учетом возрастных
особенностей обучающихся и установленных санитарно-гигиенических
норм;
оценка результативности образовательного процесса определяется
образовательными программами дополнительного образования детей;
продолжительность занятия в организации без перерыва должна
составлять не более 45 минут, а для детей дошкольного возраста – 25 - 35
минут. Необходимо проведение перерывов между занятиями длительностью
не менее 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания помещений.
Для занятий групп предусматривается:
первого года обучения – от 4 до 6 академических часов в неделю;
второго года обучения и последующих – от 4 до 8 академических часов в
неделю (для комплексных – не более 12 часов в неделю, с учетом
индивидуальных часов, экспериментальных и исследовательских – 8
академических часов в неделю).
Максимально допустимая нагрузка на одного ребёнка в неделю не
должна превышать 12 академических часов.
2.9. Перечень документов, необходимых для получения
дополнительного образования детей:
заявление о зачислении в организацию, осуществляющую
образовательную деятельность по образовательным программам
дополнительного образования детей от законных представителей
обучающегося;
копию документа, удостоверяющего личность ребенка;
анкету со сведениями о ребенке и о законных представителях;
договор с условиями оказания услуги (по необходимости);
11
справку о состоянии здоровья (по необходимости).
Окончательный перечень документов определяется уставом и
утверждается приказом руководителя организации, осуществляющей
образовательную деятельность по образовательным программам
дополнительного образования детей.
2.10. Порядок приема документов обучающихся в организации,
осуществляющие образовательную деятельность по образовательным
программам дополнительного образования детей:
прием документов осуществляется в зданиях организаций,
осуществляющие образовательную деятельность по образовательным
программам дополнительного образования детей, где предусмотрены
условия для обслуживания обучающихся, в том числе для лиц с
ограниченными физическими возможностями;
перечень необходимых документов для получения дополнительного
образования детей размещается в фойе организации, а также на официальном
сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей;
документы, указанные в пункте 2.9. настоящего Порядка, сдаются в
кабинет лица, ответственного за предоставление дополнительного
образования детей;
порядок приема в организацию, осуществляющую образовательную
деятельность по образовательным программам дополнительного образования
детей, определенный учредителем и закрепленный в уставе организации,
должен быть доведен до сведения обучающегося, и (или) его родителей
(законных представителей);
при приеме организация, осуществляющая образовательную
деятельность по образовательным программам дополнительного образования
детей, обязана ознакомить обучающегося и (или) его родителей (законных
представителей) с уставом организации, режимом работы, правилами
12
поведения для обучающихся, порядком реализации дополнительных
образовательных программ по выбранному направлению;
права и обязанности обучающихся должны быть определены уставом и
иными документами.
2.11. Основанием для отказа в предоставлении дополнительного
образования детей служит представление обучающимся неполного пакета
документов, указанных в пункте 2.9. настоящего Порядка; ограничение
количества имеющихся мест в организации, осуществляющей
образовательную деятельность по образовательным программам
дополнительного образования детей.
III. Иные требования
3.1. Санитарно – гигиенические, противопожарные и иные обязательные
требования к организации и осуществлению образовательной деятельности
по образовательным программам дополнительного образования детей.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей, и её
структурные подразделения размещаются в специально предназначенных
зданиях и помещениях, доступных территориально для населения.
Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-
бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
Площадь, занимаемая организацией, которая осуществляет
образовательную деятельность по образовательным программам
дополнительного образования детей, должна обеспечивать размещение
работников и обучающихся, а также предоставление ею услуг в соответствии
с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и
во встроенном или пристроенном помещении.
13
По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям
санитарно-гигиенических норм и правил, правил противопожарной
безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия
факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг
(повышенной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности,
загрязненности, шума, вибрации и других факторов).
Размеры площадей основных и дополнительных помещений
принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных
норм и правил в зависимости от реализации образовательных программ
дополнительного образования детей, единовременной вместимости,
технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования,
оснащения необходимой мебелью.
3.2. Требования к материально-техническому обеспечению
дополнительного образования детей.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей, должна
быть оснащена оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими
требованиям стандартов, технических условий, других нормативных
документов и обеспечивающими надлежащее качество дополнительного
образования детей.
Специальное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать
строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами,
содержать в технически исправном состоянии, которое следует
систематически проверять.
Неисправное специальное оборудование, приборы и аппаратура, должны
быть заменены, отремонтированы (если они подлежат ремонту) или изъяты
из эксплуатации.
14
3.3. Требования к работникам, задействованным в процессе
предоставления дополнительного образования детей.
Организация должна располагать необходимым числом специалистов в
соответствии с её штатным расписанием.
Предоставление дополнительного образования детей осуществляется
следующими категориями работников:
административно-управленческий персонал (руководитель организации,
его заместители по направлениям дополнительного образования,
руководители структурных подразделений, иной административно-
управленческий персонал);
педагогический персонал (методисты, педагоги дополнительного
образования, педагоги-организаторы, инструкторы-воспитатели, тьюторы,
педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, тренеры-
преподаватели и иные);
технические работники, младший обслуживающий персонал (уборщики
служебных помещений, рабочие по комплексному обслуживанию зданий,
сторожи, садоводы и иные);
концертмейстеры, аранжировщики, библиотекари и иные работники.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование,
квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и
опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
У специалистов должны быть должностные инструкции,
устанавливающие их обязанности и права.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по
образовательным программам дополнительного образования детей, обязана
содействовать в обеспечении повышения квалификации работников, для
которых указанные организации являются основным местом работы, не реже
1 раза в 5 лет.
К педагогической деятельности в организациях, которые осуществляют
образовательную деятельность по образовательным программам
15
дополнительного образования детей, не допускаются лица, которым она
запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
3.4. Система индикаторов (характеристик) качества дополнительного
образования детей:
доля педагогических кадров с высшим образованием от общего числа -
не менее 60%;
сохранность контингента обучающихся от первоначального
комплектования (суммарно) при реализации программ в течение 1-2-х лет –
не менее 75%; при реализации программ более 2-х лет не менее 60%;
показатель реализации образовательных программ дополнительного
образования – не менее 60%;
достижения обучающихся в мероприятиях регионального,
республиканского и международного уровней.
При предоставлении дополнительного образования детей вопросы, не
урегулированные законодательством в области дополнительного образования
детей, разрешаются учредителем и закрепляются в уставе организации,
осуществляющей образовательную деятельность по образовательным
программам дополнительного образования детей.
Дополнительное образование для детей оказывается физическим лицам в
возрасте от 4 до 18 лет.
Заместитель Министра образования и науки И.В. Симонова