Пояснительная записка

          1.Нормативно-правовая основа.

Учебный план составлен в соответствии с:

- Конституцией Донецкой Народной Республики;

- Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании»;

- Закон Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения»;

- Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса (ГСанМиН 5.5.2.008-01);

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей», утвержденного приказом МОН ДНР  от 26.07.2016 г. № 793;

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;

-  «Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики», утвержденным приказом МОН ДНР от 19.01.2015 г. № 8;

-      Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;

-     Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;

 -     Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи  на период 2018-2020гг  утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 № 832;

-      Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.07.2018 № 670 «О подготовке и организованном начале 2018-2019 учебного года в образовательных организациях Донецкой Народной Республики»;

- Приказом отдела образования от 27.07.2018 № 292 «О подготовке и организованном начале 2018-2019 учебного года в муниципальных образовательных организациях города Тореза»;

- Уставом учреждения;

Учебный план составлен на основе штатного расписания, тарификации педагогов Дворца.

Образовательные программы, указанные в учебном плане, апробированы и утверждены педагогическим советом Дворца.

2. Общая характеристика учебного плана.

2.1. Учебный план обеспечивает решение целей и задач Дворца:

  • организация образовательного процесса, стимулирующего развитие природных склонностей и творческих способностей детей, обеспечивающих самопознание, самообразование и самореализацию личности;
  • обеспечение современного качества дополнительного образования в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности;
  • обеспечение непрерывности, цикличности условий образовательного процесса;
  • повышение уровня теоретических и практических знаний и умений обучающихся;
  • совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
  • развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организация социализирующего  досуга детей и подростков, адаптация детей к жизни в обществе;
  • организация образовательного процесса на принципах, отражающих основополагающие идеи и определяющие характер деятельности Дворца;
  • обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской беспризорности, правонарушений за счёт максимальной занятости обучающихся.

 

                               Общая структура учебного плана

Направление

Количество  групп или кружков

Количество воспитанников

Количество часов

Количество ставок

Художественно-эстетическое

60

904

316

17,6

Туристско – краеведческое

9

135

50

2,8

Гуманитарное

8

125

37

2,1

ИТОГО:

77

1164

403

22,4

 

2.2. Целевая направленность

В целом учебный план обеспечивает рациональную организацию образовательного процесса, необходимого для предотвращения перегрузки и перенапряжения воспитанников, а также  обеспечивает условия успешного обучения детей и подростков, сохранение их здоровья, развития личности, создание условий для развития индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребёнка, детской одарённости.

 

2.3. Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса.

В учебный план включены образовательные программы, в содержании которых отражены:

  • ведущие идеи, цель и средства их достижения;
  • планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала;
  • педагогические технологии развития ребенка и определения результатов педагогической деятельности;
  • организация образовательного процесса как единой развивающей среды и совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
  • материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования.

 

 

 

  1. Описание образовательных дополнительных программ.

В учебном плане указываются образовательные программы различных направленностей: художественно-эстетической, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

 

4. Режим образовательного процесса

Учебный год начинается 1 сентября текущего года и заканчивается 31 мая следующего года. С 1 по 14 сентября проводится набор и комплектование детских объединений по интересам первого года обучения, доукомплектование групп второго и следующих годов обучения.  С 15 сентября начинаются занятия только в детских объединениях по интересам первого года обучения.

Дворец организовывает работу в каникулярное время. Во время летних каникул учебно-воспитательный процесс  осуществляется по отдельному плану и предусматривает работу детских объединений непосредственно во Дворце, а также в форме профильных лагерей или площадок досуга детей разной направленности в разных организационных формах: собрания, экскурсии, концерты, фестивали, конкурсы, занятия и т.д.

4.1 Формы образовательного процесса

     Дворец решает проблему развития мотивации личности к познанию и творчеству через реализацию программ дополнительного образования детей, используя следующие формы организации учебного процесса: учебные занятия, лекции, семинары, дискуссии, конференции, экскурсии, открытые учебные занятия, туристические походы, учебные игры, консультации, соревнования, конкурсы, фестивали, концерты и т.д.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • теоретические и практические занятия;
  • групповые и индивидуальные занятия.

Количество часов на групповые и индивидуальные занятия определяется педагогами в соответствии с утвержденными образовательными программами.

4.2. Продолжительность обучения во Дворце.

Продолжительность обучения, указанная в образовательной программе, обусловливается спецификой деятельности кружка  или творческого объединения. 

Продолжительность обучения во Дворце составляет от 1 до 12 лет и включает в себя следующие этапы:

  • начальный этап подготовки (1 год обучения) принимаются желающие дети и подростки, не имеющие противопоказания о возможности заниматься в детском объединении;
  • средний этап подготовки (2 - 6 год обучения): зачисляются обучающиеся, прошедшую необходимую подготовку в группах начального этапа подготовки, а также прошедшее входное тестирование, предусмотренное образовательной программой 2-3 года обучения; (также могут быть зачислены дети без подготовки на основании собеседования, тестирования, входного контроля и т.п.);
  • этап совершенствования (от 3 лет обучения): зачисляются обучающиеся, прошедшие образовательные программы среднего этапа подготовки, а также прошедшие входное тестирование, предусмотренное образовательной программой 3-5 года обучения, (также могут быть зачислены дети без подготовки на основании собеседования, тестирования, входного контроля)

 

 

4.3. Численный и возрастной состав учебных групп.

Численный состав учебных групп определяется в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями, санитарно-гигиеническими нормами в зависимости от года обучения, содержания образовательных программ, форм обучения, направлений образовательной деятельности и специфики:

  • в группах начального этапа (1 год обучения) -  15-20 человек; (ведь есть те, кто отсеются, а для хореографических минимум 20)
  • в группах среднего этапа (2-3 года обучения) - 12-15 человек;
  • в группах этапа совершенствования (от 3 лет обучения) - 10-12 человек;
  • в группах с индивидуальной формой обучения - 1-5 человек.

 

Учебные группы распределяются по возрасту следующим образом:

  • дошкольный – 4 - 6 лет
  • младший школьный - 7 - 9 лет
  • средний школьный - 10-12 лет
  • старший школьный - 13 -21 год

Учебная нагрузка обучающихся обусловлена спецификой образовательной программы и предусматривает:

  • первый год обучения – от 4 до 6 академических часов в неделю;
  • второго года обучения и последующих – от 4 до 8 академических часов в неделю.

    Максимально допустимая нагрузка на одного ребёнка в неделю не должна превышать 12 академических часов.

 

Рекомендованная учебная нагрузка обучающихся по возрасту:

  • дошкольный – 1- 2 часа в неделю – групповые
  • младший 4 часа  в неделю – групповые;
  • средний школьный –  4-6 часов в неделю групповые;
  • старший школьный –  6-9 часов в неделю групповые;  1-2 часа   индивидуальные.

Длительность занятий для дошкольного возраста должна быть определена образовательными программами с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки для детей и составляет:

 -       от 4 до 5 лет – 25 минут;

-        от 5 до 6 лет – 30 минут;

 -       от 7 и дальше – 45 минут 

 

5. Система оценок аттестации обучающихся, формы и порядок её проведения.

Освоение образовательных программ предусматривает проведение промежуточной  (не менее 1 раза в полугодие) и итоговой аттестации обучающихся.

Аттестация обучающихся проводится в форме открытых занятий, отчетных выставок, концертов, соревнований, конкурсов, фестивалей, семинаров, конференций, тестов, докладов, защиты проектов, рефератов, экзаменов, собеседований и т.п.

Система оценок определяется следующими критериями:

  • уровень освоения объемов образовательной программы по избранному виду деятельности;
  • динамика творческих достижений, результаты выступлений в официальных региональных,  Всероссийских и Международных мероприятиях.

Итоговой аттестацией является сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых выдается документ (свидетельство), подтверждающий освоение образовательной программы дополнительного образования детей, заверенный печатью.

 

6. Перспективы работы по реализации учебного плана.

  • Продолжить совершенствование составительских образовательных программ.
  • Поддерживать единство образовательных программ основного и дополнительного образования.
  • В процессе реализации содержания образования по учебному плану продолжить разработку новых педагогических технологий.

 

В рабочей сетке учебного плана указываются (прилагается):

  • направленность;
  • Ф.И.О. педагога и должность;
  • название объединения;
  • количество групп;
  • планируемое количество детей в группе;
  •  количество часов на одну учебную группу в неделю;
  • общее количество часов и учебных групп.

Рабочую  сетку учебного плана можно посмотреть, перейдя по ссылке https://drive.google.com/file/d/1C6o8lZemNwg09OFyLJ1g0Rivfm-sW40r/view?usp=sharing